Материалы по профилактике ПАВ

14.08.2019

Материалы по профилактике ПАВ

ПОМОГИ РЕБЕНКУ

Информационно-методические материалы

для родителей и педагогов общеобразовательных учреждений

по профилактике употребления психоактивных веществ

Уже десятилетие проблема злоупотребления психоактивными веществами в детско-подростковой среде перестала быть сугубо медицинской. Состояние здоровья подростков является одной из острых медико-социальных проблем и на сегодняшний день признано фактором национальной безопасности. Отмечаемая в последнее время деформация социального портрета современного подростка: большая распространенность курения (36,4%), употребление алкоголя (17.3 %) и наркотиков (4,7 %), раннее начало половой жизни, увеличение инфекций, передающихся половым путём, - ведет к росту заболеваемости ВИЧ/СПИДом.

За последние 10 лет наблюдается омоложение контингента наркоманов и токсикоманов. По данным Министерства здравоохранения РФ, 20,3 % мальчиков-подростков пробовали наркотики. Средний возраст приобщения к употреблению наркотиков для мальчиков - 14,2 года, для девочек - 14,5 лет. Сегодня около 90 % всех новых случаев заражения ВИЧ в России происходит среди потребителей инъекционных наркотиков.    Каждый    второй    ВИЧ-инфицированный    наркоман. Самому молодому ВИЧ-инфицированному 11 лет, заразился при эпизодическом употреблении наркотиков. 80 % всех случаев ВИЧ-инфекции зарегистрированы в течение последних 2-х лет. Каждый пятый ВИЧ-инфицированный получил смертельный вирус при незащищенном сексуальном контакте.

Эти пугающие цифры заставляют обратиться к решению проблемы не только медицинских работников и работников правоохранительных органов, но и специалистов образования и родителей. На педагогов и родителей возлагается наиболее трудная и ответственная миссия – первичная профилактика вредных зависимостей в детско-подростковой среде. Лишь семья и школа  могут стать тем профилактическим полем, в котором возможно воспитать здоровое поколение.

Как часто приходится слышать заявления тех родителей, в семьи которых пришла беда в виде употребления наркотиков их детьми: «Ах, если бы мы знали раньше, что надо было делать, как вести себя, как строить взаимоотношения с детьми, чтобы предупредить это несчастье, мы бы все для этого сделали!». Кто же может дать родителям эти так необходимые для них знания?   Важная роль в просветительской  деятельности принадлежит педагогам и специалистам образовательных учреждений.

Исходя из мирового опыта антинаркотической профилактической деятельности можно выделить несколько основных подходов профилактики, к которым прибегают специалисты образовательной среды. Это:

- информация о негативных последствиях употребления наркотиков;

- обоснование наркотизации как следствия несостоятельности и неразвитости    эмоциональной сферы;

- обоснование наркотизации как следствия неразвитости жизненных навыков, коммуникативных возможностей, неумения решать конфликты и справляться с проблемами;

- трактовка наркотизации как следствия влияния социальных факторов, неумения противостоять негативному влиянию неблагоприятного социального окружения;

- формирование у несовершеннолетних и молодежи потребностей здорового образа жизни и духовно-нравственных ценностей;

- приобщение молодежи к деятельности, несовместимой с употреблением наркотических веществ.

Практика профилактической работы в образовательной среде показывает наибольшую распространенность и, к сожалению, наименьшую эффективность так называемой негативной профилактики, то есть информации о негативных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков. Наибольшей эффективностью обладают подходы, основанные на выработке у несовершеннолетних уверенности в себе, эффективной коммуникабельности, умения действовать в неопределенных ситуациях, продуктивно решать конфликты, навыков саморегуляции поведения и эмоционального состояния. Именно такие методы отвечают адекватным потребностям несовершеннолетних: повышению своего статуса в глазах сверстников, развитию уверенности в себе, умению решать конфликты, как со сверстниками, так и с взрослыми, стремлению сделать свою жизнь более насыщенной и интересной. Причем профилактическая работа в этих направлениях должна проводиться с учетом психологических особенностей несовершеннолетних и, прежде всего, подростков, для которых характерен целый ряд психологических предпосылок к употреблению наркотиков. Среди таких предпосылок, в первую очередь, следует назвать такие, как склонность к имитации, потребность в принадлежности к группе, потребность быть взрослым, любопытство, стремление исследовать свои возможности и возможности других, в том числе необходимость знания границ родительской любви и заботы, пониженное чувство собственного достоинства, склонность к скуке и потребность в возбуждении, стремление ухода от действительности, следование  моде и стремление быть особенным, склонность к риску, опасности, уверенность в неуязвимости, недоверие информации, особенно, если она исходит от взрослых. Вот далеко не полный перечень индивидуально-психологических особенностей подростков, которые необходимо учитывать, если мы хотим добиться эффективности в наших антинаркотических профилактических усилиях, чтобы направить эти особенности во благо физического, психического и духовного становления личности.

Наиболее эффективными с этих позиций профилактическими  программами в образовательной среде считаются  так называемые программы обучения жизненным навыкам. Внедрение этих программ в образовательную практику, с одновременным активным приобщением молодежи к здоровому образу жизни и к видам деятельности и ценностям, несовместимым с употреблением наркотиков, – вот основная  и первостепенная задача, как родителей, так и специалистов образовательных учреждений в деле эффективной профилактики употребления наркотических веществ.

Главными основами антинаркотической профилактической деятельности родителей в отношении своих детей являются искренняя любовь, доверительные и уважительные отношения с детьми, внимание к их интересам и склонностям, организация совместного времяпрепровождения, учет огромного влияния собственного примера, стремление и забота о формировании у детей здоровых увлечений,  интересов и духовных ценностей.

В современной российской школе основной формой взаимодействия между педагогом и родителем является родительское собрание, в рамках которого обсуждаются, как правило, вопросы успеваемости и административно-хозяйственные проблемы. Попытка педагога привлечь родителей на какой-либо тренинг, лекторий по проблемам профилактики, скорее всего, обречена на неудачу. Что же делать? Наверное, стоит исходить из потребностей родителей. Родители, прежде всего, думают о безопасном будущем своих детей. Зачастую искренне желая оградить подростка от влияния улицы, употребления наркотиков, родители просто не знают, как это делать правильно, не чувствуют и не понимают своих детей.

Предлагаемая в информационно-методических материалах информация  для педагогов   может являться основополагающей для проведения родительских лекториев, родительских собраний, тематических консультаций, которые условно называются  «Уроки здоровья».  Родители же найдут ответы на волнующие их вопросы: «Как разговаривать с ребенком на «важные» темы?», «Как воспитать в ребенке качества, которые помогли бы ему справиться с соблазном вредных привычек?», «Что делать, если есть подозрения, что ребенок употребляет наркотические вещества. Когда пора бить тревогу?» и другие.

Нормативные и правовые основы просветительско-профилактической работы с детьми и подростками, с родителями

В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путем использования различных профилактических моделей. Концепция профилактики в нашей стране строится с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи - семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Из Концепции  государственной антинаркотической политики*. -  М., 2009.

Меры по профилактике наркомании

Целью профилактики является предупреждение возникновения и распространения наркомании и формирование в обществе негативного отношения к наркомании. Профилактика наркомании включает в себя совокупность мер
политического, экономического, правового, социального, медицинского,
педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-оздоровительного и иного характера.

В формировании системы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, общественные организации и объединения, а также родители (иные законные представители), специалисты образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.

Всемирная организация здравоохранения разделяет профилактику на первичную, вторичную и третичную, а в современной терминологии -универсальную, селективную, индикативную.

Первичная (универсальная) профилактика наркомании направлена на предупреждение начала употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими. Она ориентирована на общую популяцию населения, включая детей, подростков и молодежь, и носит социальный характер. В задачи первичной профилактики входит:

-  уменьшение числа лиц, у которых может сформироваться наркомания;

- формирование способности сохранить или укрепить здоровье;

- формирование негативного отношения детей, подростков и молодежи к наркотикам;

- формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики;

- формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;

- формирование   гигиенически   целесообразных   навыков   и   привычек

поведения.

Вторичная (селективная) профилактика наркомании носит избирательный     характер     и     ориентирована     на     лиц,     эпизодически употребляющих  наркотики,  а также на лиц,  употребляющих наркотики с вредными последствиями, то есть с признаками формирования наркомании. Она направлена на сокращение продолжительности воздействия наркотиков на   организм   человека, полное   прекращение   дальнейшего   употребления наркотиков,   предотвращение   формирования   хронического   заболевания,   а также восстановление личностного и социального статуса индивидуума. В задачи вторичной профилактики входит:

-  своевременное выявление потребителей наркотиков;

-  обеспечение    доступности    и    качества    оказания    наркологической медицинской помощи;

- оказание квалифицированной психологической, педагогической и социальной помощи.

Третичная (индикативная) профилактика наркомании - ориентирована на больных наркоманией и носит преимущественно медицинский характер. Она направлена на предупреждение дальнейшего употребления наркотиков, уменьшение вреда от их употребления, оказание помощи больным в преодолении заболевания, а также предупреждение рецидива заболевания у больных   наркоманией,   прекративших  употребление   наркотиков.   По  сути, третичная профилактика наркомании - это медико-социальная реабилитация.

В целях совершенствования профилактики наркомании принимаются следующие меры:

·         создание государственной системы профилактики наркомании и связанных с ней правонарушений;

·         организация антинаркотического воспитания и обучения в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях различных типов и видов;

·         укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости, создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;

·         развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их употреблению;Хочу такой сайт

·         организация просветительской работы и антинаркотической пропаганды для различных целевых групп населения Российской Федерации;

·         формирование через средства массовой информации, произведения культуры и искусства негативного отношения общества к наркомании и связанным с ней правонарушениям;

·         развитие сети социальной рекламы, направленной на воспитание негативного отношения к потреблению наркотических средств и пропаганду здорового образа жизни;

·         организация государственной поддержки массовых видов спорта, создание условий для вовлечения детей и молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом;

·         организация и развитие волонтерского молодежного антинаркотического движения;

·         организация                         государственной                  поддержки  деятельности негосударственных организаций, занимающихся профилактикой наркомании;

·         повышение эффективности профилактических мероприятий с группами повышенного риска немедицинского потребления наркотиков;

·         организация и проведение мероприятий, направленных на формирование у незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их употреблению, мотивации к лечению и реабилитации;

·         изучение и внедрение в практику наиболее эффективных форм и методов профилактической работы, результатов научных исследований в сфере профилактики наркомании;

·         создание центров психолого-педагогической диагностики, направленной
на своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц,
склонных к их потреблению;

·         методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленное на управление мероприятиями по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

·         повышение профессионального уровня специалистов системы образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов и иных ведомств по вопросам профилактики наркомании;

·         укрепление материально-технической базы и кадрового состава наркологических медицинских учреждений, организаций и учреждений, работающих в сфере лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией, профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Из Концепции государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации

Объекты профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности

Мероприятия первичной профилактики должны быть направлены на:

·         детей, подростков и молодежь в целом;

·         детей и подростков, склонных к потреблению наркотиков или находящихся в неблагоприятных семейных или социальных условиях;

·         граждан уже имеющих опыт первых проб наркотиков, либо имеющих друзей, употребляющих наркотики.

Мероприятия вторичной профилактики должны быть направлены на детей и подростков, группы повышенного риска и граждан, употребляющих наркотики.

Мероприятия третичной профилактики должны быть направлены на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление.

При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам косвенного и опосредованного воздействия на лиц, склонных к наркомании, обучать детей и подростков умению отказаться от первой пробы наркотиков.

Основные усилия профилактической деятельности необходимо направлять на профилактику наркомании и предупреждение наркопреступности в образовательных учреждениях, местах досуга молодёжи, летних лагерях отдыха детей и подростков.

 

ПОМОГИ РЕБЕНКУ

Информационно-методические материалы

для родителей и педагогов общеобразовательных учреждений

по профилактике употребления психоактивных веществ

Уже десятилетие проблема злоупотребления психоактивными веществами в детско-подростковой среде перестала быть сугубо медицинской. Состояние здоровья подростков является одной из острых медико-социальных проблем и на сегодняшний день признано фактором национальной безопасности. Отмечаемая в последнее время деформация социального портрета современного подростка: большая распространенность курения (36,4%), употребление алкоголя (17.3 %) и наркотиков (4,7 %), раннее начало половой жизни, увеличение инфекций, передающихся половым путём, - ведет к росту заболеваемости ВИЧ/СПИДом.

За последние 10 лет наблюдается омоложение контингента наркоманов и токсикоманов. По данным Министерства здравоохранения РФ, 20,3 % мальчиков-подростков пробовали наркотики. Средний возраст приобщения к употреблению наркотиков для мальчиков - 14,2 года, для девочек - 14,5 лет. Сегодня около 90 % всех новых случаев заражения ВИЧ в России происходит среди потребителей инъекционных наркотиков.    Каждый    второй    ВИЧ-инфицированный    наркоман.    Показатели заболеваемости ВИЧ по Кемеровской области превышают средние значения по России. Самому молодому ВИЧ-инфицированному 11 лет, заразился при эпизодическом употреблении наркотиков. 80 % всех случаев ВИЧ-инфекции зарегистрированы в течение последних 2-х лет. Каждый пятый ВИЧ-инфицированный получил смертельный вирус при незащищенном сексуальном контакте.

Эти пугающие цифры заставляют обратиться к решению проблемы не только медицинских работников и работников правоохранительных органов, но и специалистов образования и родителей. На педагогов и родителей возлагается наиболее трудная и ответственная миссия – первичная профилактика вредных зависимостей в детско-подростковой среде. Лишь семья и школа  могут стать тем профилактическим полем, в котором возможно воспитать здоровое поколение.

Как часто приходится слышать заявления тех родителей, в семьи которых пришла беда в виде употребления наркотиков их детьми: « Ах, если бы мы знали раньше, что надо было делать, как вести себя, как строить взаимоотношения с детьми, чтобы предупредить это несчастье, мы бы все для этого сделали!». Кто же может дать родителям эти так необходимые для них знания?   Важная роль в  просветительской  деятельности принадлежит педагогам и специалистам образовательных учреждений.

Исходя из мирового опыта антинаркотической профилактической деятельности можно выделить несколько основных подходов профилактики, к которым прибегают специалисты образовательной среды. Это:

- информация о негативных последствиях употребления наркотиков;

- обоснование наркотизации как следствия несостоятельности и неразвитости    эмоциональной сферы;

- обоснование наркотизации как следствия неразвитости жизненных навыков, коммуникативных возможностей, неумения решать конфликты и справляться с проблемами;

- трактовка наркотизации как  следствия влияния социальных факторов, неумения противостоять негативному влиянию неблагоприятного социального окружения;

- формирование у несовершеннолетних и молодежи потребностей здорового образа жизни и духовно-нравственных ценностей;

- приобщение молодежи к деятельности, несовместимой с употреблением наркотических веществ.

Практика профилактической работы в образовательной среде показывает наибольшую распространенность и, к сожалению, наименьшую эффективность так называемой негативной профилактики, то есть информации о негативных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков. Наибольшей эффективностью обладают подходы, основанные на выработке у несовершеннолетних уверенности в себе, эффективной коммуникабельности, умения действовать в неопределенных  ситуациях, продуктивно решать конфликты, навыков саморегуляции поведения и эмоционального состояния. Именно такие методы отвечают адекватным потребностям несовершеннолетних: повышению своего статуса в глазах сверстников, развитию уверенности в себе, умению решать конфликты, как со сверстниками, так и с взрослыми, стремлению сделать свою жизнь более насыщенной и интересной. Причем профилактическая работа в этих направлениях должна проводиться с учетом психологических особенностей несовершеннолетних и, прежде всего,  подростков, для которых характерен  целый ряд психологических предпосылок к употреблению наркотиков. Среди таких предпосылок, в первую очередь, следует назвать такие, как склонность к имитации, потребность в принадлежности к группе, потребность быть взрослым, любопытство, стремление исследовать свои возможности и возможности других, в том числе необходимость знания границ родительской любви и заботы, пониженное чувство собственного достоинства, склонность к скуке и потребность в возбуждении, стремление ухода от действительности, следование  моде и стремление быть особенным, склонность к риску, опасности, уверенность в неуязвимости, недоверие информации, особенно, если она исходит от взрослых. Вот далеко не полный перечень индивидуально-психологических особенностей подростков, которые необходимо учитывать, если мы хотим добиться эффективности в наших  антинаркотических  профилактических усилиях, чтобы направить эти особенности во благо физического, психического и духовного становления личности.

Наиболее эффективными с этих позиций профилактическими  программами в образовательной среде считаются  так называемые программы обучения жизненным навыкам. Внедрение этих программ в образовательную практику, с одновременным активным приобщением молодежи к здоровому образу жизни и к видам деятельности и ценностям, несовместимым с употреблением  наркотиков, – вот основная  и первостепенная задача, как родителей, так и специалистов образовательных учреждений в деле эффективной профилактики употребления наркотических веществ.

Главными основами антинаркотической профилактической деятельности родителей в отношении своих детей являются искренняя любовь, доверительные и уважительные отношения с детьми, внимание к их интересам и склонностям, организация совместного времяпрепровождения, учет огромного влияния собственного примера, стремление и забота о формировании у детей здоровых  увлечений,  интересов и духовных ценностей.

В современной российской школе основной формой взаимодействия между педагогом и родителем является родительское собрание, в рамках которого обсуждаются, как правило, вопросы успеваемости и административно-хозяйственные проблемы. Попытка педагога привлечь родителей на какой-либо тренинг, лекторий по проблемам профилактики, скорее всего, обречена на неудачу. Что же делать? Наверное, стоит исходить из потребностей родителей. Родители, прежде всего, думают о безопасном будущем своих детей. Зачастую искренне желая оградить подростка от влияния улицы, употребления наркотиков, родители просто не знают, как это делать правильно, не чувствуют и не понимают своих детей.

Предлагаемая в информационно-методических материалах информация  для педагогов   может являться основополагающей для проведения родительских лекториев, родительских собраний, тематических консультаций, которые условно называются  «Уроки здоровья».  Родители же найдут ответы на волнующие их вопросы: «Как разговаривать с ребенком на «важные» темы?», «Как воспитать в ребенке качества, которые помогли бы ему справиться с соблазном вредных привычек?», «Что делать, если есть подозрения, что ребенок употребляет наркотические вещества. Когда пора бить тревогу?» и другие.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».