14.08.2019
Материалы по профилактике ПАВ
ПОМОГИ РЕБЕНКУ
Информационно-методические
материалы
для родителей и педагогов
общеобразовательных учреждений
по профилактике употребления
психоактивных веществ
Уже десятилетие проблема злоупотребления
психоактивными веществами в детско-подростковой среде перестала быть сугубо
медицинской. Состояние здоровья подростков является одной из острых
медико-социальных проблем и на сегодняшний день признано фактором национальной
безопасности. Отмечаемая в последнее время деформация социального портрета
современного подростка: большая распространенность курения (36,4%),
употребление алкоголя (17.3 %) и наркотиков (4,7 %), раннее начало половой
жизни, увеличение инфекций, передающихся половым путём, - ведет к росту
заболеваемости ВИЧ/СПИДом.
За последние 10 лет наблюдается омоложение
контингента наркоманов и токсикоманов. По данным Министерства здравоохранения
РФ, 20,3 % мальчиков-подростков пробовали наркотики. Средний возраст приобщения
к употреблению наркотиков для мальчиков - 14,2 года, для девочек - 14,5 лет.
Сегодня около 90 % всех новых случаев заражения ВИЧ в России происходит среди
потребителей инъекционных наркотиков.
Каждый второй
ВИЧ-инфицированный наркоман. Самому молодому
ВИЧ-инфицированному 11 лет, заразился при эпизодическом употреблении
наркотиков. 80 % всех случаев ВИЧ-инфекции зарегистрированы в течение последних
2-х лет. Каждый пятый ВИЧ-инфицированный получил смертельный вирус при
незащищенном сексуальном контакте.
Эти пугающие цифры заставляют обратиться к
решению проблемы не только медицинских работников и работников
правоохранительных органов, но и специалистов образования и родителей. На
педагогов и родителей возлагается наиболее трудная и ответственная миссия –
первичная профилактика вредных зависимостей в детско-подростковой среде. Лишь
семья и школа могут стать тем профилактическим полем, в котором возможно
воспитать здоровое поколение.
Как часто приходится слышать заявления тех
родителей, в семьи которых пришла беда в виде употребления наркотиков их
детьми: «Ах, если бы мы знали раньше, что надо было делать, как вести себя, как
строить взаимоотношения с детьми, чтобы предупредить это несчастье, мы бы все
для этого сделали!». Кто же может дать родителям эти так необходимые для них
знания? Важная роль в просветительской деятельности
принадлежит педагогам и специалистам образовательных учреждений.
Исходя из мирового опыта антинаркотической
профилактической деятельности можно выделить несколько основных подходов
профилактики, к которым прибегают специалисты образовательной среды. Это:
- информация о негативных последствиях
употребления наркотиков;
- обоснование наркотизации как следствия
несостоятельности и неразвитости эмоциональной сферы;
- обоснование наркотизации как следствия
неразвитости жизненных навыков, коммуникативных возможностей, неумения решать
конфликты и справляться с проблемами;
- трактовка наркотизации как следствия
влияния социальных факторов, неумения противостоять негативному влиянию
неблагоприятного социального окружения;
- формирование у несовершеннолетних и молодежи
потребностей здорового образа жизни и духовно-нравственных ценностей;
- приобщение молодежи к деятельности,
несовместимой с употреблением наркотических веществ.
Практика профилактической работы в
образовательной среде показывает наибольшую распространенность и, к сожалению,
наименьшую эффективность так называемой негативной профилактики, то есть
информации о негативных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков.
Наибольшей эффективностью обладают подходы, основанные на выработке у несовершеннолетних
уверенности в себе, эффективной коммуникабельности, умения действовать в
неопределенных ситуациях, продуктивно решать конфликты, навыков
саморегуляции поведения и эмоционального состояния. Именно такие методы
отвечают адекватным потребностям несовершеннолетних: повышению своего статуса в
глазах сверстников, развитию уверенности в себе, умению решать конфликты, как
со сверстниками, так и с взрослыми, стремлению сделать свою жизнь более
насыщенной и интересной. Причем профилактическая работа в этих направлениях
должна проводиться с учетом психологических особенностей несовершеннолетних и,
прежде всего, подростков, для которых характерен целый ряд
психологических предпосылок к употреблению наркотиков. Среди таких предпосылок,
в первую очередь, следует назвать такие, как склонность к имитации, потребность
в принадлежности к группе, потребность быть взрослым, любопытство, стремление
исследовать свои возможности и возможности других, в том числе необходимость
знания границ родительской любви и заботы, пониженное чувство собственного
достоинства, склонность к скуке и потребность в возбуждении, стремление ухода
от действительности, следование моде и стремление быть особенным,
склонность к риску, опасности, уверенность в неуязвимости, недоверие
информации, особенно, если она исходит от взрослых. Вот далеко не полный перечень
индивидуально-психологических особенностей подростков, которые необходимо
учитывать, если мы хотим добиться эффективности в наших антинаркотических профилактических
усилиях, чтобы направить эти особенности во благо физического, психического и
духовного становления личности.
Наиболее эффективными с этих позиций
профилактическими программами в образовательной среде считаются так
называемые программы обучения жизненным навыкам. Внедрение этих программ в
образовательную практику, с одновременным активным приобщением молодежи к
здоровому образу жизни и к видам деятельности и ценностям, несовместимым с
употреблением наркотиков, – вот основная и первостепенная задача,
как родителей, так и специалистов образовательных учреждений в деле эффективной
профилактики употребления наркотических веществ.
Главными основами антинаркотической
профилактической деятельности родителей в отношении своих детей являются
искренняя любовь, доверительные и уважительные отношения с детьми, внимание к
их интересам и склонностям, организация совместного времяпрепровождения, учет
огромного влияния собственного примера, стремление и забота о формировании у
детей здоровых увлечений, интересов и духовных ценностей.
В современной российской школе основной формой
взаимодействия между педагогом и родителем является родительское собрание, в
рамках которого обсуждаются, как правило, вопросы успеваемости и
административно-хозяйственные проблемы. Попытка педагога привлечь родителей на
какой-либо тренинг, лекторий по проблемам профилактики, скорее всего, обречена
на неудачу. Что же делать? Наверное, стоит исходить из потребностей родителей.
Родители, прежде всего, думают о безопасном будущем своих детей. Зачастую
искренне желая оградить подростка от влияния улицы, употребления наркотиков,
родители просто не знают, как это делать правильно, не чувствуют и не понимают
своих детей.
Предлагаемая в информационно-методических
материалах информация для педагогов может являться
основополагающей для проведения родительских лекториев, родительских собраний,
тематических консультаций, которые условно называются «Уроки
здоровья». Родители же найдут ответы на волнующие их вопросы: «Как
разговаривать с ребенком на «важные» темы?», «Как воспитать в
ребенке качества, которые помогли бы ему справиться с соблазном вредных
привычек?», «Что делать, если есть
подозрения, что ребенок употребляет наркотические вещества. Когда пора бить
тревогу?» и другие.
Нормативные и правовые
основы просветительско-профилактической работы с детьми и подростками, с
родителями
В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путем
использования различных профилактических моделей. Концепция профилактики в
нашей стране строится с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и
молодежи - семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними
микросоциальное окружение.
Из Концепции государственной
антинаркотической политики*. - М., 2009.
Меры по профилактике
наркомании
Целью профилактики является предупреждение возникновения и распространения
наркомании и формирование в обществе негативного отношения к наркомании.
Профилактика наркомании включает в себя совокупность мер
политического, экономического, правового, социального, медицинского,
педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-оздоровительного и
иного характера.
В формировании системы профилактики наркомании и
правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, участвуют все органы
государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных
образований, общественные организации и объединения, а также родители (иные
законные представители), специалисты образовательных и
культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.
Всемирная организация здравоохранения разделяет
профилактику на первичную, вторичную и третичную, а в современной терминологии
-универсальную, селективную, индикативную.
Первичная (универсальная) профилактика
наркомании направлена на предупреждение
начала употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими. Она
ориентирована на общую популяцию населения, включая детей, подростков и
молодежь, и носит социальный характер. В задачи первичной профилактики входит:
- уменьшение числа лиц, у которых может
сформироваться наркомания;
- формирование способности сохранить или
укрепить здоровье;
- формирование негативного отношения детей,
подростков и молодежи к наркотикам;
- формирование личной ответственности за свое
поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики;
- формирование мотивации на ведение здорового
образа жизни;
- формирование
гигиенически целесообразных навыков
и привычек
поведения.
Вторичная (селективная) профилактика наркомании носит избирательный
характер и
ориентирована на
лиц, эпизодически употребляющих наркотики,
а также на лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, то есть
с признаками формирования наркомании. Она направлена на сокращение
продолжительности воздействия наркотиков на организм
человека, полное прекращение дальнейшего
употребления наркотиков, предотвращение
формирования хронического заболевания, а также
восстановление личностного и социального статуса индивидуума. В задачи
вторичной профилактики входит:
- своевременное выявление потребителей
наркотиков;
- обеспечение
доступности и качества
оказания наркологической медицинской помощи;
- оказание квалифицированной психологической,
педагогической и социальной помощи.
Третичная (индикативная) профилактика наркомании - ориентирована на больных
наркоманией и носит преимущественно медицинский характер. Она направлена на
предупреждение дальнейшего употребления наркотиков, уменьшение вреда от их
употребления, оказание помощи больным в преодолении заболевания, а также
предупреждение рецидива заболевания у больных
наркоманией, прекративших употребление наркотиков.
По сути, третичная профилактика наркомании - это медико-социальная
реабилитация.
В целях совершенствования профилактики
наркомании принимаются следующие меры:
·
создание государственной системы профилактики наркомании и
связанных с ней правонарушений;
·
организация антинаркотического воспитания и обучения в рамках
реализации основных и дополнительных образовательных программ в образовательных
учреждениях различных типов и видов;
·
укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости, создание
условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;
·
развитие системы раннего выявления незаконных потребителей
наркотиков и лиц, склонных к их употреблению;
·
организация просветительской работы и антинаркотической пропаганды
для различных целевых групп населения Российской Федерации;
·
формирование через средства массовой информации, произведения
культуры и искусства негативного отношения общества к наркомании и связанным с
ней правонарушениям;
·
развитие сети социальной рекламы, направленной на воспитание негативного
отношения к потреблению наркотических средств и пропаганду здорового образа
жизни;
·
организация государственной поддержки массовых видов спорта,
создание условий для вовлечения детей и молодежи в систематические занятия
физической культурой и спортом;
·
организация и развитие волонтерского молодежного
антинаркотического движения;
·
организация
государственной
поддержки деятельности негосударственных организаций, занимающихся
профилактикой наркомании;
·
повышение эффективности профилактических мероприятий с группами
повышенного риска немедицинского потребления наркотиков;
·
организация и проведение мероприятий, направленных на формирование
у незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их употреблению, мотивации
к лечению и реабилитации;
·
изучение и внедрение в практику наиболее эффективных форм и
методов профилактической работы, результатов научных исследований в сфере
профилактики наркомании;
·
создание центров психолого-педагогической диагностики, направленной
на своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц,
склонных к их потреблению;
·
методическое обеспечение деятельности органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
муниципальных образований, направленное на управление мероприятиями по
профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом
наркотиков;
·
повышение профессионального уровня специалистов системы
образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов и
иных ведомств по вопросам профилактики наркомании;
·
укрепление материально-технической базы и кадрового состава
наркологических медицинских учреждений, организаций и учреждений, работающих в
сфере лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией, профилактики наркомании
и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Из Концепции государственной политики
профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации
Объекты профилактики наркомании и
предупреждения наркопреступности
Мероприятия первичной профилактики должны
быть направлены на:
·
детей, подростков и молодежь в целом;
·
детей и подростков, склонных к потреблению наркотиков или
находящихся в неблагоприятных семейных или социальных условиях;
·
граждан уже имеющих опыт первых проб наркотиков, либо имеющих
друзей, употребляющих наркотики.
Мероприятия вторичной профилактики должны
быть направлены на детей и подростков, группы повышенного риска и граждан,
употребляющих наркотики.
Мероприятия третичной профилактики должны
быть направлены на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих
прекратить их употребление.
При проведении профилактических мероприятий
следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов
работы, а также методам косвенного и опосредованного воздействия на лиц,
склонных к наркомании, обучать детей и подростков умению отказаться от первой
пробы наркотиков.
Основные усилия профилактической деятельности
необходимо направлять на профилактику наркомании и предупреждение наркопреступности
в образовательных учреждениях, местах досуга молодёжи, летних лагерях отдыха
детей и подростков.
ПОМОГИ РЕБЕНКУ
Информационно-методические
материалы
для родителей и педагогов
общеобразовательных учреждений
по профилактике
употребления психоактивных веществ
Уже десятилетие проблема злоупотребления
психоактивными веществами в детско-подростковой среде перестала быть сугубо
медицинской. Состояние здоровья подростков является одной из острых
медико-социальных проблем и на сегодняшний день признано фактором национальной
безопасности. Отмечаемая в последнее время деформация социального портрета
современного подростка: большая распространенность курения (36,4%),
употребление алкоголя (17.3 %) и наркотиков (4,7 %), раннее начало половой
жизни, увеличение инфекций, передающихся половым путём, - ведет к росту
заболеваемости ВИЧ/СПИДом.
За последние 10 лет наблюдается омоложение
контингента наркоманов и токсикоманов. По данным Министерства здравоохранения
РФ, 20,3 % мальчиков-подростков пробовали наркотики. Средний возраст приобщения
к употреблению наркотиков для мальчиков - 14,2 года, для девочек - 14,5 лет.
Сегодня около 90 % всех новых случаев заражения ВИЧ в России происходит среди
потребителей инъекционных наркотиков. Каждый
второй ВИЧ-инфицированный
наркоман. Показатели заболеваемости ВИЧ по Кемеровской
области превышают средние значения по России. Самому молодому
ВИЧ-инфицированному 11 лет, заразился при эпизодическом употреблении
наркотиков. 80 % всех случаев ВИЧ-инфекции зарегистрированы в течение последних
2-х лет. Каждый пятый ВИЧ-инфицированный получил смертельный вирус при
незащищенном сексуальном контакте.
Эти пугающие цифры заставляют обратиться к
решению проблемы не только медицинских работников и работников
правоохранительных органов, но и специалистов образования и родителей. На
педагогов и родителей возлагается наиболее трудная и ответственная миссия –
первичная профилактика вредных зависимостей в детско-подростковой среде. Лишь
семья и школа могут стать тем профилактическим полем, в котором возможно
воспитать здоровое поколение.
Как часто приходится слышать заявления тех
родителей, в семьи которых пришла беда в виде употребления наркотиков их
детьми: « Ах, если бы мы знали раньше, что надо было делать, как вести себя,
как строить взаимоотношения с детьми, чтобы предупредить это несчастье, мы бы
все для этого сделали!». Кто же может дать родителям эти так необходимые для
них знания? Важная роль в просветительской деятельности
принадлежит педагогам и специалистам образовательных учреждений.
Исходя из мирового опыта антинаркотической
профилактической деятельности можно выделить несколько основных подходов
профилактики, к которым прибегают специалисты образовательной среды. Это:
- информация о негативных последствиях
употребления наркотиков;
- обоснование наркотизации как следствия несостоятельности
и неразвитости эмоциональной сферы;
- обоснование наркотизации как следствия
неразвитости жизненных навыков, коммуникативных возможностей, неумения решать
конфликты и справляться с проблемами;
- трактовка наркотизации как следствия влияния
социальных факторов, неумения противостоять негативному влиянию
неблагоприятного социального окружения;
- формирование у несовершеннолетних и молодежи
потребностей здорового образа жизни и духовно-нравственных ценностей;
- приобщение молодежи к деятельности,
несовместимой с употреблением наркотических веществ.
Практика профилактической работы в
образовательной среде показывает наибольшую распространенность и, к сожалению,
наименьшую эффективность так называемой негативной профилактики, то есть
информации о негативных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков.
Наибольшей эффективностью обладают подходы, основанные на выработке у
несовершеннолетних уверенности в себе, эффективной коммуникабельности, умения
действовать в неопределенных ситуациях, продуктивно решать конфликты,
навыков саморегуляции поведения и эмоционального состояния. Именно такие методы
отвечают адекватным потребностям несовершеннолетних: повышению своего статуса в
глазах сверстников, развитию уверенности в себе, умению решать конфликты, как
со сверстниками, так и с взрослыми, стремлению сделать свою жизнь более
насыщенной и интересной. Причем профилактическая работа в этих направлениях
должна проводиться с учетом психологических особенностей несовершеннолетних и,
прежде всего, подростков, для которых характерен целый ряд
психологических предпосылок к употреблению наркотиков. Среди таких предпосылок,
в первую очередь, следует назвать такие, как склонность к имитации, потребность
в принадлежности к группе, потребность быть взрослым, любопытство, стремление
исследовать свои возможности и возможности других, в том числе необходимость
знания границ родительской любви и заботы, пониженное чувство собственного
достоинства, склонность к скуке и потребность в возбуждении, стремление ухода
от действительности, следование моде и стремление быть особенным,
склонность к риску, опасности, уверенность в неуязвимости, недоверие
информации, особенно, если она исходит от взрослых. Вот далеко не полный перечень
индивидуально-психологических особенностей подростков, которые необходимо
учитывать, если мы хотим добиться эффективности в наших
антинаркотических профилактических усилиях, чтобы направить эти
особенности во благо физического, психического и духовного становления
личности.
Наиболее эффективными с этих позиций
профилактическими программами в образовательной среде считаются так
называемые программы обучения жизненным навыкам. Внедрение этих программ в
образовательную практику, с одновременным активным приобщением молодежи к
здоровому образу жизни и к видам деятельности и ценностям, несовместимым с
употреблением наркотиков, – вот основная и первостепенная задача,
как родителей, так и специалистов образовательных учреждений в деле эффективной
профилактики употребления наркотических веществ.
Главными основами антинаркотической
профилактической деятельности родителей в отношении своих детей являются
искренняя любовь, доверительные и уважительные отношения с детьми, внимание к
их интересам и склонностям, организация совместного времяпрепровождения, учет
огромного влияния собственного примера, стремление и забота о формировании у
детей здоровых увлечений, интересов и духовных ценностей.
В современной российской школе основной формой
взаимодействия между педагогом и родителем является родительское собрание, в
рамках которого обсуждаются, как правило, вопросы успеваемости и
административно-хозяйственные проблемы. Попытка педагога привлечь родителей на
какой-либо тренинг, лекторий по проблемам профилактики, скорее всего, обречена
на неудачу. Что же делать? Наверное, стоит исходить из потребностей родителей.
Родители, прежде всего, думают о безопасном будущем своих детей. Зачастую
искренне желая оградить подростка от влияния улицы, употребления наркотиков,
родители просто не знают, как это делать правильно, не чувствуют и не понимают
своих детей.
Предлагаемая в информационно-методических
материалах информация для педагогов может являться
основополагающей для проведения родительских лекториев, родительских собраний, тематических
консультаций, которые условно называются «Уроки здоровья». Родители
же найдут ответы на волнующие их вопросы: «Как разговаривать с ребенком на
«важные» темы?», «Как воспитать в ребенке качества, которые
помогли бы ему справиться с соблазном вредных привычек?», «Что
делать, если есть подозрения, что ребенок употребляет наркотические вещества.
Когда пора бить тревогу?» и другие.